Что нельзя говорить детям

Общаясь с ребенком, мы часто не задумываемся о том, как он воспринимает сказанные нами слова. И совершенно зря. Случайно произнесенные фразы могут не в лучшую сторону изменить мировоззрение ребенка.

Речь в этой статье пойдет о тех фразах, которые никогда не следует говорить ребенку и о тех, которые могут помочь ему справиться с проблемами и поддержат его в непростой момент.

1. «Тебе нужно слушаться взрослых».

Ребенок воспринимает это так: «Все взрослые умные и хорошие. Я должен делать, как они говорят». Эта фраза может быть опасна, поскольку ребенок ошибочно начинает доверять всем взрослым, включая незнакомцев, и не ожидает от них ничего плохого.

  • Скажите иначе: «Тебе необходимо слушать своих родителей».

Это помогает ребенку развить критическое мышление и здоровое недоверие к незнакомцам.

2. «Перестань плакать».

Слыша подобное, ребенок воспринимает это так: «Нельзя показывать свои эмоции. Меня поругают за то, что я плачу». Он может расти молчаливым и замкнутым. Следует понимать, что скрытые эмоции рано или поздно проявятся в агрессии или истериках.

  • Скажите иначе: «Расскажи, что тебя беспокоит». «Почему ты плачешь?». «Ты плачешь, потому что это больно, или ты напуган?».

Это вызовет разговор, который поможет  ребенку идентифицировать свои эмоции.

3. «Не жадничай!»

Ребенок воспринимает это так: «Я должен поделиться всем.  Ничего не принадлежит мне». Со временем эти мысли перерастут в жертвенное поведение. Он не будет защищать свои собственные ценности и имущество, думая, что он не достоин их.

  • Скажите иначе: «Ты позволишь этому мальчику немного поиграть с твоей игрушкой?». «Может быть, ты хочешь поменяться игрушками ненадолго?».

Предоставьте ребенку возможность самому распоряжаться своими вещами. Если он против обмена, то не настаивайте.

4. «Кто тебя этому научил?»  (о вреде)

Слыша подобное, ребенок воспринимает это так: «Мои родители не знают, что именно я придумал это». В этом случае ребенок думает, что он может остаться безнаказанным, возложив вину на других.

  • Скажите иначе: «Почему ты это сделал?».

Это поможет вам выяснить, сделал ли ребенок это сам или по чьей-то поддержке. Дайте ему возможность объяснить свои действия.

5. «Посмотри, какой хороший мальчик, а ты?!».

Ребенок воспринимает это так: «Я хуже других. Какой смысл что-то делать, если все равно не получится». Сравнение с другими отрицательно влияет на самооценку ребенка, заставляя его думать, что он никогда ничего не добьется.

  • Скажите иначе: «Я люблю тебя.  Ты тоже можешь сделать это». Укажите на способности вашего ребенка и покажите, что вы в него верите. Помните, ваш ребенок уникален и имеет свои таланты.

6. «Поговорим дома».

Слыша подобное, ребенок воспринимает это так: «Мои родители могут причинить мне боль. Я им не нравлюсь. Я не хочу идти домой. Родители больше не любят, а угрожают». Дом становится местом, где ребенок ожидает наказания.

  • Скажите иначе: «Позвольте мне рассказать тебе, что меня огорчило».

Услышав вашу точку зрения, ребенок научится учитывать ваши чувства при обдумывании своих будущих действий.

7. «Ты еще слишком мал, чтобы это знать».

Ребенок воспринимает это так: «Я хочу знать. Я спрошу кого-то еще!». Если ваш ребенок задает вам неудобные вопросы, но не получает информацию, он получит ее из других источников — гораздо менее компетентных.

  • Скажите иначе: «Я не готов ответить сейчас. Мне нужно время».

Не отталкивайте ребенка. Если он задаст вам вопрос, попробуйте ответить на него. Таким образом, вы останетесь авторитетом в его глазах и не потеряете его доверие.